Зарабатывай с AVTOE!
Мы активно покупаем хорошие автомобили, сообщите нам: кто продает машину и какую, и если мы ее купим - вы получите гарантированное вознаграждение!
It's totally free
Парковочная лихорадка: как спасать города?
Автор: Владимир Кузьменко
Дата: 04.03.2019
Возможно, не многим автомобилистам знаком термин «урбанистика», но вот тема парковок и комфортного проживания в большом городе касается и автолюбителей, и урбанистов в одинаковой степени.

И одинаково болезненная для обеих категорий. Жизнь в мегаполисе – это всегда быстро, шумно, грязно (да, давайте быть честными). Но на сегодняшний день важно добавить в этот ряд еще одну характеристику: жизнь в мегаполисе – это еще и тесно.

Большие и маленькие улицы, дворы, закоулки, остановки, разрешенные и запрещенные места заполнены автомобилями. И виной тому не только некая халатность водителей, которые часто пренебрегают удобством других водителей или пешеходов, бросая машину там, где хорошо им. Большая (с ударением на о) проблема заключается как раз в недостатке парковочных мест, стоянок, да и в целом – парковочной культуры (пускай родится еще один новый термин) в наших городах.

Ждать, пока что-то изменится само собой – не вариант. Но в качестве одного из вариантов можно «подсмотреть» мировую практику того, как бороться с незаконной парковкой и жить в развитом и комфортном городе.

Первые шаги уже предприняты

Традиционно для исправления ситуации часто вводятся карательные меры, а не какие-то мотивирующие. С 1 февраля в Украине появились инспекторы парковок, которые будут следить за нарушениями автомобилистов. С апреля предупредительные меры окончатся, и водители будут получать штрафы и зафиксированные на фото факты нарушений. Позже неправильно припаркованные автомобили начнут незамедлительно эвакуировать с места их незаконного временного пребывания.

Меры абсолютно оправданные и могут стать весьма эффективными, ведь штрафы – дело очень неприятное. Даже если небольшие и, тем более, если «ну я же всего на 10 минут машину бросил/бросила».

Но одними штрафами и эвакуациями не обойтись. Чтобы решить проблему, стоит углубиться до ее источника. Все дело в том, что часто водители оставляют машины в неположенных местах по причине нехватки мест положенных. И здесь подключается вопрос здравого планирования, регулирования со стороны государства и гуманных урбанистических побуждений.

Опыт иностранцев

Лепс, наверное, чего-то не знал, когда хотел уехать жить в Лондон. Потому что там проблема парковок огромная, и в среднем жители британской столицы тратят больше 60 часов своей жизни на поиск парковочного места. К слову сказать, цены на парковку там достаточно высокие, что подпадает под общую концепцию сделать передвижение по городу на своем автомобиле максимально невыгодным и пересадить всех на общественный транспорт. Ну, или на велосипед, чтобы красиво рассекать по городу в стиле Бориса Джонсона, бывшего мера Лондона.

Но последнее звучит как что-то из области фантастики и для местных чиновников (мэр Киева не в счет), и для большинства граждан «за рулем», поэтому ищем альтернативы. Хотя пункт про высокую стоимость парковочного места – запомним.

Парковки Park & Ride

Идеальное решение для тех, кто никак не может пересесть на велосипед, пройтись пешком, перейти на домашний режим работы или отказаться от машины. По большей мере, это касается именно жителей пригорода или окраин города, которые вынуждены ежедневно доезжать до пункта назначения. Park&Ride – это перехватывающая парковка, зачастую расположенная около крупных транспортных хабов, вроде остановок городского наземного транспорта или станций метро. В больших европейских, азиатских, американских городах такой формат успешно практикуется, и водители с удовольствием пересаживаются на общественный транспорт, билет на который обычно покрывает и стоимость парковочного места.

Сюда же можно дописать уже многим известную мировую практику каршеринга и карпулинга, когда, к примеру, соседи из одного пригородного городка едут в город по делам не на нескольких машинах, а на чьей-то одной. Коммерческий каршеринг – это вообще целый сервис, которым пока что можно пользоваться только в Одессе и Киеве, но когда-нибудь такая практика разрастется до больших масштабов. Это не аренда авто на день или неделю, это поминутная тарификация за поездки любой длительности, хоть от офиса до кафе в соседнем квартале. Все, что нужно, – это активировать машину по приложению, доехать по назначению, оставить на ближайшей парковке и идти по своим делам. Удобно!

Наземные и подземные дорогие паркинги

В первую очередь нужно создать возможность для того, чтобы водители могли припарковать машину в городе. Штрафы за неправильную парковку могут быть и должны быть, равно как и достаточно большое количество мест, где машину можно оставлять легально. С этим ситуация обычно лучше в крупных городах, так как инфраструктуру развивают большие торговые центры со своими подземными паркингами. Но маленький город не всегда способен обойтись без пробок и свободных обочин, как, например, нидерладский Утрехт, где жители тратят по 53 часа в год на пробку и поиски места для машины.

Теперь о ценах. За удовольствие быть припаркованным в мегаполисе нужно платить. В Лондоне за час парковки нужно отдать около 100 гривен, а в Нью-Йорке – около 150 грн. Подземный паркинг на 5-й авеню будет стоить все 400 грн в час.

Такие цены могут казаться жестокими, но именно они стимулируют пользоваться общественным транспортом или передвигаться по загруженному центру города пешком. Кстати, во многих городах Европы практикуют также ограничение времени парковки в несколько часов, иначе получится ну совсем дорого.

Японская мудрость

Возможно, слегка категорично, но не без логики работает модель в Азии. К примеру, в Японии нельзя купить автомобиль, если нет сертификата на владение или аренду парковочного места. То есть действует так называемая водительская ответственность перед собой, обществом и своим транспортным средством, ведь если уже покупать машину, то нужно иметь возможность ее содержать. Содержание, в том числе, включает и финансовую возможность водителя платить за автостоянку и за парковку.

Это, кстати, применимо в наших реалиях относительно паркования автомобилей во дворах или на улицах своего ЖК. Современные новостройки возводятся с расчетом на то, что у семьи есть автомобиль, но не всегда с расчетом на то, что их два или три. В общем, в парковочный минимум вложиться не получается. Говорить о дворах старого типа даже не приходится – там машины стоят перед парадным, возле песочницы и на клумбах.

В новостройках запаркованность часто случается еще и из-за того, что жильцы не всегда готовы выкупать несколько мест на крытом/подземном паркинге – ценник на них достаточно высокий. Вот так и получается, что на дорогие автомобили деньги находятся, а на парко-место не всегда. Аргументы, что мест на всех не хватает, тоже принимаются – и здесь уже выводы нужно делать застройщикам, постепенно увеличивая количество паркингов на территории одного ЖК, в подземном, наземном и любом другом удобном виде.

Нидерландский прагматизм

Коллегам нашим патрульных инспекторов из Амстердама есть, чем похвастаться. Парковка в этом красивом велосипедном городе платная в любой день недели – и для резидентов, и для туристов. Но те, кого это не заставит бросить авто и пересесть на велосипед, прекрасно знают правила, по которым нужно играть. Патрульные машины, которые регулярно объезжают центр города, оснащены сканерами контроля оплаты парковки. Если сканер показал, что какая-то машина задержалась, к ней тут же выезжает офицер, чтобы выписать штраф (и немалый). Справедливо и эффективно.


»
Учиться, учиться и еще раз учиться. А потом менять – и радоваться

Можно учиться у других стран тому, как сделать свои города более удобными и экологичными. Можно самостоятельно разрабатывать пути решения. А можно просто начать принимать тот факт, что улицы города предназначены для удобного передвижения, а не для шума, грязи, нервов водителей и пешеходов.

И кое-какие изменения уже происходят, по крайне мере – в столице. Надо же с чего-то начинать.

В 2019 году власти собираются обустроить еще несколько велосипедных дорожек на Левом берегу, чтобы у тех, кто хочет пересесть на велосипед, была для этого возможность. А если появятся дорожки, будет и дальше развиваться велосипедный каршеринг, который тоже является стимулом для разгрузки автомобильного трафика в городах. На сегодняшний день в Киеве работает компания Nextbike, но прокатных станций немного, поэтому не все могут оценить удобство сервиса. В этом году их количество хотят увеличить с 33 до 281, впоследствии – до 300.

Тем не менее, это скорее радость для велосипедистов, но и для автомобилистов, которые ни за что не изменят любимой машине, тоже есть весьма интересные планы.

В 2019 году в Киеве могут появиться парковки нового поколения (для нас, по крайней мере). Ими могут стать механизированные паркинги на более чем 30 площадках. На рассмотрении проекты по небольшим парковкам до 10 машин, а также по сравнительно большим – до 100 машиномест.

Такие многоярусные парковочные системы популярны в странах с высокой плотностью населения, к примеру, в Японии. В европейских странах также функционируют такие паркинги, вот и для Украины они могут стать реальностью уже в ближайшем будущем.

По словам Дмитрия Рахматуллина, замдиректора департамента транспортной инфраструктуры КГГА, начальника инспекции по парковке: «Это быстровозводимые металлические конструкции. Предложений на рынке масса от производителей разных стран, которые предлагают такие решения. Это все краткосрочная перспектива развития парковочного пространства в Киеве. Речь идет о многоуровневых системах, когда машина заезжает и автоматически поднимается в какую-то свою ячейку. В ближайшее время мы сможем кардинально изменить ситуацию с парковочным пространством».

Конечно, для этого еще требуется оперативно решить вопрос с землеотводами, но в целом – новости положительные. Ведь даже небольшое количество механизированных паркингов в центре столицы, каждый по 100 мест, сможет разгрузить центр города до неузнаваемости.

Уверены, такие изменения идут на пользу жителям и гостям любого города, а значит, растет городская культура. А с ней – культура парковки как часть общей концепции развития городов.

Автое поддерживает любые инициативы по улучшению ситуации с парковкой, по повышению комфорта для водителей и для пешеходов. А как иначе? Ведь ездить в любимой машине по комфортным городам – это двойное удовольствие!

Читать другие статьи
КОНТАКТЫ
avtoe@i.ua
+38 050 249 09 09
+38 073 249 09 09
+38 093 249 09 09
+38 096 249 09 09
+38 097 249 09 09
+38 098 249 09 09
+38 066 249 09 09

г. Киев, проспект Степана Бандеры, 14б