БЛОГ:
КУЛЬТУРЕ - ЗЕЛЕНЫЙ, ХАМСТВУ - КРАСНЫЙ!
"В целом ПДД – как кот Шредингера. Они как бы есть, но их как бы и не особо видно"
- Владимир Кузьменко

Наверное, не найдется ни одного водителя в большом городе, который хотя бы раз в день не замечал проявления культуры на дороге. Тут вот маршрутка пассажиров выбросила в квартале от остановки. Вон девушка застряла на светофоре, потому что ей вдруг показалось, что нижняя губа у нее не так ровно накрашена, как верхняя, а СИТУАЦИЯ ОТЛАГАТЕЛЬСТВ НЕ ТЕРПИТ. А на соседней улице в маневрах соревнуется «скорая помощь» и 10 наглецов, которым тоже надо срочно проехать. И таких примеров просто тьма.

Подобное поведение на дороге свидетельствует об определенном уровне культуры, о том, как «принято», о том, что «всем можно, значит, и мне можно». Это та реальность, от которой мы никуда не уйдем и которую не переломим, пока сами того не захотим.

О чем конкретно речь и почему это проблема?

О дорожном этикете слышали многие, но в школу благородных автомобилистов после автошколы не заходили. Даже утверждать, что все водители в автошколу ходили, было бы заблуждением. Не будем показывать пальцами и укоризненно кивать головой, но иногда (читать – очень часто) за экзамен по вождению приходится заплатить, и не имеет значения – вы юный шумахер или лучше бы вам только на самокате по парку кататься. Тут начинается первый виток проблем – такие водители зачастую мало ориентируются не только в этикете, но и в целом – в процессе управления автомобилем. Поэтому естественно, когда такому водителю мигают, он не особо понимает, что это: просьба уступить место, благодарность за возможность обогнать, предупреждение о полиции за углом? А может, просто флирт, чем черт не шутит?

В целом ПДД – как кот Шредингера. Они как бы есть, но их как бы и не особо видно. Мы их учим, сдаем на экзамене (не все, как уже сказали, но большинство, к счастью), а потом постепенно начинаем отсеивать то, что не особенно важно и нужно. Как? По принципу «все так ездят, тут бешеное движение, что, я один буду тут такой педант?». И где-то в глубине души мы все с этим согласимся, все мы немного нарушаем. И можно себя в какой-то мере оправдать и успокоить совесть – дороги в маленьких городах убитые, в больших – кое-где тоже; разметка, как плохая анимация: то ее видно, то пиксели поплыли и все размыло, то вообще все проглючило и стерлось; ремонты, к которым мы иногда уже даже привыкаем и считаем родными за столько лет; ну и обочины – где, как елочные украшения, всегда стоят машины на аварийке. И еще много других разных причин, по которым мы так и норовим где-то не там свернуть, где-то кого-то обогнать или как-то еще «нашкодить». Факт остается фактом – нарушает большинство и, скорее всего, нарушать будет.

Что можно сделать, чтобы и нарушали меньше, и спокойнее были?

Во-первых, стоит посмотреть на то, что уже поменялось, и немного успокоиться – ликвидация ГАИ и выставление на дорогу патрулей, которые следят за правонарушениями и на дороге, и на улицах, принесла много плюсов. Да, коррупция у всех в крови и лишний раз дать/взять почти никто не против, НО теперь люди больше понимают, за что их останавливают и чего от них хотят, поэтому чаще соглашаются с тем, что неправы. Естественно, такие ситуации приводят к штрафам, которые являются отличной мотивацией к более аккуратному вождению. Когда штраф мелкий, он никого не пугает. Когда он покрупнее, заставляет задуматься. Элементарный механизм, но рабочий, не поспоришь.

Во-вторых, всегда можно перенять хорошее у других стран, а то и просто у других городов. Даже в пределах одной страны водители могут отличаться – и если, например, в Киеве люди более склонны уступать дорогу, возможно, понимая, что много приезжих и туристов, то в Харькове вам подобной растерянности не простят, еще и посигналят. Если говорить о странах, то никого не удивят отличники по всем фронтам – скандинавы. Вождение в Норвегии, Швеции, Финляндии – предельно дисциплинированное, так как наказание за нарушение очень жесткое (нет, не ремнем). Вот отсюда дружный сезонный переход на зимнюю резину, умеренная скорость и взаимопомощь сотоварищам на дороге.

Говорить о странах с явным отсутствием даже намека на правила смысла нет – например, в Индии вы же не будете рассказывать корове, идущей по дороге, что она неправа и невежливо ведет себя на дороге. Корова-то на хинди говорит, ага.

В США не водит только ленивый, там люди даже за хлебом на соседнюю улицу все равно едут на машине. И да, есть огрехи, но в целом движение там адекватное, водители друг друга уважают и понимают.


Чтобы не углубляться в рейтинги автоэтикета по всему миру, сконцентрируемся все же на себе. И не в том контексте, чтобы в сотый раз поносить страну или город, ругая людей за грубость, хамство и неграмотность на дороге. Это все ни к чему, когда у самих капот в пушку.




Воспитывать взрослого человека – тоже дело неблагодарное, это вызовет лишь раздражение и желание еще сильнее посигналить клаксоном в следующий раз. Стоит просто быть спокойнее и внимательнее, беречь свои нервы и немножко нервы окружающих вас людей. Если с вами в машине едут дети, то отдавайте себе отчет в том, что они все усекают и запоминают. Так что, если хотите, чтобы они водили так же, как мама или папа, то подавайте хороший пример, а не кричите через окно, обгоняйте справа и паркуйтесь в стиле постмодерна (читать – очень криво и непонятно).

Большие перемены наступают с небольших жестов, да и правило бумеранга никто не отменял. Попробуй каждый из нас пропустить одну-две машины, мы бы поняли, что не так уж это сложно и что нас тоже кто-то когда-то пропустит.

Нашему поколению нужно запастись терпением и быть немного толерантнее друг к другу, чтобы следующее поколение водителей имело правильную отправную точку и знало, к чему стремиться. А стремиться всегда есть к чему.
КОНТАКТЫ
avtoe@i.ua
+38 050 249 09 09
+38 073 249 09 09
+38 093 249 09 09
+38 096 249 09 09
+38 097 249 09 09
+38 098 249 09 09
г. Киев, проспект Степана Бандеры, 14б